Что делают на уроке рукоделия


Опубликовано: 23.09.2017, 20:20/ Просмотров: 325

Урок литературы в 6 – 7 классе

«Спешите делать добрые дела»

Цели урока:


  • дидактические:

    • познакомить учащихся с поэтическими произведениями И.Северянина; Н.Заболоцкого, А.Яшина;

    • продолжить формирование умений работать что делают на уроке рукоделия с текстом (в частности поэтическим): определять тему, идею, находить художественно-изобразительные и языковые средства, определять их роль в произведении;

  • развивающие:

    • продолжить формирование логических умений наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

    • продолжить формирование умения самостоятельно работать с текстом, выражать свое мнение по поводу прочитанного;

    • продолжить формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях;

    • совершенствовать речевые умения;

    • продолжить расширять словарный запас уч-ся;

  • воспитательные:

    • воспитывать у учащихся бережное отношение к природе;

    • воспитывать чувство любви к окружающему, умение сочувствовать всему живому;

воспитание доброты, милосердия ко всему живому.

Оборудование к уроку:


  1. презентация

  2. рисунки, на которых отражены темы "Добрые дела", "Доброе дело, которое я могу совершить", "Доброе дело, которое я хочу совершить".

  3. Стихотворения, отпечатанные, у всех на партах.

  4. Сообщения о поэтах Н.Заболоцком, А.Яшине, И.Северянине.

  5. пословицы.

  6. лексическое лото.

  7. Сигнальные карты (синий цвет- покой, умиротворение)

(красный-восторг, радость)

(белый-равнодушие)

(черный-тревога)

(розовый-мечтательность)


  1. кормушки

  2. Музыка «Лунная соната», классическая

^ ХОД УРОКА:

1.Разминка. Лексическое лото.


1.
6.
2.
7.
3.
14.
11.
8.
13.
15.
12.
4.
5.
10.
9.
Для игры понадобится любая картинка (о добре, добрых дел), которая разрезается на необходимое количество частей в зависимости от количества учащихся в классе. Например, в классе 30 учеников. Для работы вам понадобится 15 карточек. На обороте карточки записывается термин. В произвольном порядке карточки выдаются учащимся на парты для работы в парах. На обсуждение даётся полминуты. Затем учитель зачитывает лексическое значение понятий, по которому ученики должны узнать своё слово. Они громко называют термин и прикрепляют карточку к основе на доске. Таким образом, складывается необходимая картинка.
Лексическое значение
Понятие
1. Описание жизни человека.

2. Вымышленное имя писателя.

3. Автор стихотворных произведений.

4. Род литературы, в произведениях которого выражены чувства, мысли и переживания человека.

5. Краткое мудрое изречение.

6. То, о чём говорится в произведении.

7. Основная мысль произведения.

8. Звуковые совпадения в конце стихотворных строк.

9. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

10. Основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение к тому, о чём говорят.

11. То, что означает слово.

12. Слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться оттенками лексического значения.

13. Герой, чьи мысли, чувства, переживания выражены в лирическом произведении.

14. Точная выдержка из текста.

15.Часть стихотворения, объединённая в единое целое рифмой, ритмом, содержанием.


1.Биография

2.Псевдоним

3.Поэт

4.Лирика

5.Афоризм

6.Тема

7.Идея

8.Рифма

9.Прямая речь

10.Интонация

11.Лексическое значение

12.Синонимы

13Лирический герой

14.Цитата

15.Строфа


  1. Из карточек получается картинка о добре. Обучающиеся должны, увидев картину, сформулировать тему урока.

  2. Эпиграфы к уроку:

Поэзия должна делать добрые дела.

А.Яшин

Смотрите дерево в плодах, а человека в делах.

(пословица)


  • Как вы понимаете слова А.Яшина?

  • В чем прав поэт?

  1. «Дерево ожидания»

Учитель предлагает записать на листочках :

1ряду – «Что они хотят узнать на уроке?»

2ряду – «Чему хотят научиться на уроке?»

3 ряду – «Что они ожидают от урока?»

(Таким образом, учащиеся формулируют задачи, стоящие перед нами на уроке).


  1. Учитель обращает внимание на пословицу, записанную на доске.

  • Как вы понимаете смысл пословицы?

  1. Проверка домашнего задания:

(Учащимся предлагалось дома написать пословицы о добре)

- Назовите пословицы о добре:


  • Жизнь дана на добрые дела.

  • Кто добро творит, того Бог благословит.

  • Добрая шутка дружбы не рушит.

  • На добрый привет добрый ответ.

  • Не имя красит человека, а добрые дела.

  • Не дорог подарок, дорога любовь.

  • Добро не лихо, ходит тихо.

  • Доброта без разума пуста.

  • Не ищи красоты, ищи доброты.

  • Доброе дело питает и душу, и тело.

  • Добро творить - себя веселить.

  • От добра худа не бывает.

  • За добро злом не платят.

  • Учись доброму - дурное на ум не пойдет.

  • Жизнь дана на добрые дела.

  • - Запишите две понравившиеся вам пословицы в тетрадь, помня, что они могут быть использованы вами в сочинениях.

  • - "Жизнь дана на добрые дела", - гласит русская пословица. (Приложение слайд )

Как вы понимаете смысл пословиц?

Что же больше всего ценили люди?


  1. Звучит классическая музыка, учитель рассказывает сказку:

^ Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

^ Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место: Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвёртую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю жизнь.

^ Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь:

Подошла она к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Был ли случайным выбор девушки? Как вы считаете?

(Нет, это выбор не случаен, т.к. без доброты нельзя прожить на свете.)


  1. Шире познакомимся с понятием "доброта".

- Что же такое доброта? Посмотрим в толковый словарь Даля.

(Приложение слайд 7)

^ Доброта - добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека.

- А в словаре Ожегова?

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Ребята, обратите внимание доброта, добродушие, отзывчивость. Что это за ряд слов?

(Синонимичный ряд).

- Вспомните, что такое синонимы?

(Слово, отличающееся от другого по звучанию, но близкое по значению).

- Какие еще вы можете назвать синонимы к слову "доброта" (Приложение слайд 8)

(Добродушие, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие, человечность, благо).

-В чем проявляется добро, милосердие (по отношению к животным, птицам)?

-Прослушайте стихотворения и выявите тему этих стихотворений.


  1. Литературная композиция стихотворений.

Чтение учащимися стихотворений:

  • А.Яшин «Орел»

  • Н.А.Заболоцкий «Журавли»

  • А.Яшин «Покормите птиц»

  • И.Северянин «В парке плакала девочка»

Понравилось ли вам стихотворения?

Выразите своё настроение, возникшее при чтении, в цвете. Прокомментируйте.

(Работа с сигнальными карточками.)

Цветовые сигнальные карточки постоянно используются на уроках литературы при работе с лирическими стихотворениями. Карточка белого цвета означает, что произведение оставило ученика равнодушным, не вызвало никаких эмоций; красного – восторг, радость; голубого – покой, умиротворение; розового – мечтательность; чёрного – тревогу и т.д.


  1. Анализ стихотворений:

  • В чем единство всех стихотворений?

  • Что общего между стихотворениями А.Яшина «Орел» и

Н.А.Заболоцкого «Журавли»? (гибель людьми животных, природы)

  • Чем заканчиваются эти стихи? (надеждой на будущее)

  • В чем состоит главная ценность человека? (доброта, жалость, совесть, сочувствие, уметь делать добрые поступки).

  • Эти стихотворения написали поэты Н.Заболоцкий и А.Яшин. Послушайте их биографию.

    1. ^ Знакомство с основными фактами биографии И.Северянина.

Выразительное чтение стихотворения “В парке плакала девочка” и анализ читательского восприятия.

^ И.Северянин – поэт многоликий.

(Чтение стихотворения учителем.)

Анализ стихотворения.

Можно ли назвать стихотворение лирическим? Почему?

(Да, в нём выражены чувства.)

^ Можно ли в стихотворении выделить отдельные части?

(Да, в первой части говорится о чувствах девочки, во второй – о чувствах отца.)

Сколько всего предложений в стихотворении?

(Два. Первое – предложение с прямой речью, второе – сложное.)

^ Чьи чувства?

(Отца и девочки.)

Какое чувство они испытали?

(Потрясение.)

Чем же вызвано потрясение отца? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем первую часть стихотворения. В ней раскрываются чувства девочки, создаётся её образ.

Постарайтесь при помощи цитат из текста озаглавить части.

(1. “В парке плакала девочка”

2. “ И отец призадумался”.)

^ А когда люди плачут, даже рыдают?

(От горя, радости, страданий, то есть от сильных чувств, которые на них нахлынули, от потрясений.)

Откуда мы узнаём, что вызвало потрясение у ребёнка?

(Из речи девочки. Она говорит: “У хорошенькой ласточки переломлена лапочка”.)

^ Что передают эти слова?

(Состояние ласточки.)

А как вы представляете себе эту птичку?

(Маленькая, юркая, быстрая при полёте, стремительная, весёлая.)

^ Показ картинки.

Включите своё воображение. Какой увидела птичку девочка?

(Не может лететь, бьёт по земле крылышками, испуганная, беспомощная.)

^ Охарактеризуйте одним словом состояние раненой птички.

(Страдание, мучение, физическая и душевная боль.)

Какие чувства вызвали страдания ласточки в душе девочки?

(Сочувствие, сострадание, соболезнование, сопереживание, жалость.)

^ Каково значение приставки со– в этих словах?

(Совместность, объединение.)

А как вы поняли, что именно эти чувства она испытывает?

(Она обращается к отцу за сочувствием, в речи использует слова с суффиксами уменьшительно-ласкательной оценки, хочет помочь птице: “я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…)

^ Обратите внимание на эту строчку. Какие слова в ней ключевые?

(Возьму и укутаю.)

Какая это часть речи? Что обозначает? В какой форме употреблена?

(Это глагол, употреблён в форме будущего времени.)

^ То есть в словах девочки отразилось только её желание. А сделала ли она это? (Да, отец не испытал бы потрясения, если бы девочка не действовала.)

Но ведь в стихотворении нет описания действий ребёнка, Как мы догадываемся, что поступок совершён?

(Огромную роль в стихотворении играют многоточия. Они могут означать, что у девочки перехватило дыхание от слёз, не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Автор намеренно выпустил слова: за ними конкретные действия.)

^ Как вы думаете, что сделала девочка?

(Погладила птичку, завернула в платочек, прижала к себе, попросила отца помочь ласточке, взять её домой.)

Какое определение можно дать её поступку?

(Добрый, милосердный.)

^ Как вы понимаете лексическое значение этих слов?

(Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим людям..

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-либо.)

^ Таким образом, мы видим, что девочка не только пожалела птичку на словах, но и оказалась способной совершить добрый поступок.

А теперь подумайте, сколько лет может быть этой девочке?


  1. Знакомство со стихотворением А.Яшина «Спешите делать добрые дела»:

  • Чтение наизусть обучающимися.

  • Анализ стихотворения:

-Какое впечатление от этого стихотворения?

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

-Автор оправдывает своего героя?


  1. Возвращение ко второму эпиграфу:

  • К чему должен стремиться человек?

  • Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

  1. Но я знаю, что вы пришли на урок со своими рисунками, на которых отразили темы "Добрые дела", "Доброе дело, которое я могу совершить", "Доброе дело, которое я хочу совершить".

^ Я видела, что вы уже каждый рассказали друг другу, что вы изобразили на рисунке. (Звучит фрагмент песни "Если добрый ты"). А теперь смотрите: у нас есть фундамент и крыша дома. Сейчас мы достроим наш дом. Этажи доброты. Смотрите, что у нас получилось! Как мы назовем наш дом.

  1. Составление синквейна.

Ключевое слово ДОМ.

("Дом доброты", "Дом добрых поступков":)

- Как бы мы его не назвали, будем его помнить и творить добрые дела и поступки. И теперь мы точно знаем, что человек начинается с доброты. Доброта скрепляет отношения между людьми, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны, скрепляет семью, дружбу. Нужно жить во имя людей.

Не случайно девушка по имени Любовь выбрала Доброту, потому что она будет хорошей подружкой на всю жизнь. (Приложение слайд 27)

- А сейчас я прошу вас написать мини-сочинение о доброте, вы напишите сочинение-рассуждение "Согласны ли вы с тем, что с доброты человек начинается", используя рабочий материал, алгоритм сочинения-рассуждения и ваши наработки по теме. (Приложение слайд 28)

. Для этого я раздам вам листы, на которых написаны незаконченные предложения и вопросы. Вы на них ответите, и получится сочинение.

Вопросы:


  1. Добро для меня - это …

  2. Без добра на земле …

  3. С чем ассоциируется у вас добро?

  4. Оцените себя - насколько вы добры?

  5. Зачем человеку доброта?

Оценивание.

Звучит музыка (Бетховен "Лунная соната")

Учитель читает:


В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!

^ 7. Домашнее задание.

Выучить наизусть любое стихотворение.

По желанию: сформулировать «Закон доброты”.

Слово учителя: И в заключение мне бы хотелось сказать вам следующее: прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед, на добрые дела.

Жизнь вокруг такая сложная и так много в ней людей, нуждающихся в нашей доброте и участии.

Мы говорили с вами о природе, животных, бережном отношении к ним. Я рада, что наши мнения совпадают, что все не так безнадежно в нашем мире. Надеюсь, что сегодняшние ваши высказывания будут ориентиром в дальнейшей жизни. Но тема урока: «Сочувствие всему живому».

- А как же относиться к человеку?
(Конечно, с сочувствием, которое является великой человеческой способностью и потребностью, благом и долгом. Если мы хотим, чтобы нас любили, чтобы нас окружали хорошие люди, необходимо учиться сочувствию и состраданию).

Закончить урок хочу словами Л.Толстого: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие». Оглянитесь вокруг: дома, в классе, в школе на улице есть те, кто нуждается в вашем сочувствии, милосердии. Не отказывайте им в помощи.


Источник: http://rudocs.exdat.com/docs/index-398333.html


Закрыть ... [X]

Урок русского языка в 1-м классе "Слова, отвечающие на вопросы: что Цветы для невесты своими руками мастер класс

Что делают на уроке рукоделия Что делают на уроке рукоделия Что делают на уроке рукоделия Что делают на уроке рукоделия Что делают на уроке рукоделия Что делают на уроке рукоделия Что делают на уроке рукоделия Что делают на уроке рукоделия