Мастер класс современного класса


Опубликовано: 11.09.2017, 18:45/ Просмотров: 1369

Мастер-класс по теме:

«Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС»

Добрый день, коллеги.

Мне предложили поделиться с вами моим небольшим опытом по конструированию современного урока. Итак, что же такое современный урок?      Слайд 2

Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени, современной парадигме.

Современный урок – это  высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося.

Слайд 3

Каждое время предъявляет свои требования к уроку      

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

                                          К.Д. Ушинский 

Вы знаете, что во главу угла по стандартам второго поколения ставится планирование урока с использованием системно-деятельностного подхода в обучение.

– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

- это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Слайд 4

Изменилась стратегия обучения.      

На смену девизу:

«Прочитай, запомни, перескажи»

пришел девиз:

«Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».

Рождение урока – чёткое определение конечной цели

  • чего учитель хочет добиться?
  •  что поможет учителю в достижении цели?
  •  как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута?

Новым при рождении урока является определение ожидаемых результатов (УУД).

Исходя из тематики урока, с учётом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический приём или технику из банка приёмов.

Слайд 5

Методы обучения остались те же, что и раньше.    

  • Объяснительно-иллюстративные;
  • Репродуктивные;
  • Проблемно-сообщающие;
  • Частично-поисковые;
  • Исследовательские;

Слайд 6

К объяснительно-иллюстративным методам относятся:      

  • Рассказ;
  • Описание схемы, алгоритма;
  • Упражнение;
  • Беседа с опорой на правила, законы;
  • Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем;
  • Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов;
  • Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов;
  • Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов;
  • Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов.

Слайд 7

Репродуктивные методы – это:      

  • Пересказ прочитанного;
  • Списывание готового материала с доски;
  • Выделение заданий по образцу с последующим обобщением;
  • Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса;
  • Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму);
  • Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон;
  • Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений;
  • Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель;
  • Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов.

Слайд 8

Проблемно-сообщающие методы:      

  • Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах;
  • Записи действий учителя при доказательстве гипотезы;
  • Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов;
  • Доказательства путем сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах.

Слайд 9

Частично-поисковые методы:    

  • Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях;
  • Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом;
  • Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила;
  • Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации и т. д);
  • Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм;
  • Перенос общих признаков известного на новое (упражнение, задача, задание, опыты, описания и др.).

Слайд 10

Исследовательские методы:    

  • Работа с книгой по поиску метода;
  • Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода;
  • Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности;
  • Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма (теоретически и практически);
  • Словесное разрешение мастер класс современного класса противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов;
  • Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся;

Слайд 11

Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе (чаще всего смешанные):  

– словесно-индивидуальные;      - рассказ

– наглядно-индивидуальные;     - описание схемы, алгоритма

– практически-индивидуальные;    - упражнения, карточки

– словесно-дедуктивные;     - беседа с опорой на конспект, правило, закон

- наглядно-дедуктивные;  - анализ  по определённому правилу с опорой    на схему, таблицу

– практически-дедуктивные;    - работа с текстом

– словесно-традуктивные;  - умение сравнивать подобные правила (сущ. и прил)

– наглядно-традуктивные;      - сравнение с опорой на рисунок, таблицу

– практически-традуктивные.     – разрешение противоречий с опорой на практические действия обучающихся.

Слайд12

В современном уроке преобладают формы организации учебной деятельности:

- групповые (для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов);

- коллективные  (это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава).

- парные  (Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один).

Сегодня нам предстоит выполнить конструирование современного урока. Работа будет проходить в группах. Перед вами технологическая карта, вам необходимо выбрать тему урока, класс (4 или 5), тип урока – урок новых знаний, т.к. структура урока уже заложена в технологическую карту, сформулировать педагогические задачи.  Это то, что умеет каждый учитель, затруднений не вызовет.  

      Главная отличительная задача при планировании урока (1 столбец) – целеполагание на каждом этапе урока, время отведённое на уроке на этот этап;

      (2 столбец) прописать формы работы, методы и приёмы, используемые для достижения поставленных целей (вам поможет раздаточный материал);

       (3 и 4 столбец) мы заполнять не будем, это не вызовет затруднений (учитель: выдвигает проблему, создает эмоциональный настрой на…, формулирует задание…,  организует работу в парах; дети: выполняют упражнение в тетради, по очереди комментируют…, обосновывают выбор написания…, приводят примеры, пишут под диктовку, проговаривают по цепочке);

       (5 столбец) – планируемые результаты, мы с ними знакомились: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные  (поможет табличка «Виды УУД»).

Слайд 14

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода    

   1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне:

«Хочу, потому что могу»

    (1 – 2 минуты)

      У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, включение детей в деятельность; выделение содержательной области.

     Приёмы работы:

. учитель высказывает добрые пожелания детям

. предлагает им подумать, что пригодится  для успешной работы на уроке

Слайд 15

Приёмы создания мотивации:  

  • 1) связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники;
  • 2) показ недостаточности имеющихся знаний;
  • 3) создание проблемной ситуации;
  • 4) использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства;
  • 5) экскурсы в историю;
  • 6) использование сравнений;
  • 7) привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;
  • 8) использование игровых ситуаций и др.

Слайд 16     Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей.  

Слайд 17, 18   Характеристика приёмов.

Использую: стихотворный настрой.

Кричалки

Всем, всем добрый день!

Уходи с дороги лень,

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Проверяй скорей, дружок,

Всё ль на месте

Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Ну, что – привет?    Привет            

Лентяев нет?   Нет

Улыбка всегда?     Всегда

Учиться будем?    Да

Сказочные герои: Незнайка!  Приглашение в путешествие – приём «фантастическая добавка»,фрагмент мультфильма, видео, песенка и т.д.  Приём «Необъявленная тема»

Форма работы: фронтальная.  Метод: словесный

Слайд 19   технологическая карта (показ примера конструирования этапа урока)  

Практическая работа 1,5 минуты.

Слайд 20

II. Актуализация знаний

     Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания»,  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

     (4 – 5 минут)

     Возникновение проблемной ситуации:

.   актуализация ЗУН;

.   создание проблемной ситуации;

.   выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение;

Слайд 21    Приёмы    

Слайд 22-26    Характеристика приёмов

Использую: «Жокей и лошадь» (иголочка и ниточка) – 1 группа загадки, 2 группа отгадки, нужно найти пару (числовое выражение и пример); «Необъявленная тема» - ряд слов, разделить на группы, лишнее слово – что это? Проблемная ситуация (можно проводить на словарном диктанте, связать с минуткой чистописания, на устном счёте). Приём «Корзина ИДЕЙ», «Толстый и тонкий вопрос», «Домино» - хорошо проводить на уроках окружающего мира (животное, растение и его признаки – найти все карточки).   Решение кроссворда,  ребуса – ключевое слово помогает догадаться о теме урока.

Слайд 27, 28

III. Постановка учебной задачи (тесно связан с предыдущим этапом, их часто объединяют в структуре урока)

     Цель: обсуждение затруднений  («Почему возникло затруднение?», «Чего мы ещё не знаем?» ; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

     (4 – 5 минут)

     Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

Форма работы – фронтальная, групповая, парная.  Методы: словесные, наглядные, практические.

Практическая работа – 3-4 минуты (конструирование 3 и 4 этапа урока)

Слайд 29

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

     Цель: решение устных задач и обсуждение

     (7 –8 минут)

     Способы: диалог,  групповая или парная работа

     Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.

     Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

     Выведение алгоритма.

     Новые правила необходимо выразить своими словами.

Слайд 30  Приёмы

Слайд 31-39 Характеристика приёмов

Использую: приём «Инсерт» или «З-Х-У»  - (читают и маркируют текст  - знал, - новое,  ? – не понял, есть вопросы);  «Зигзаг» (чтение с остановками) – анализировать текст совместно с другими людьми;  «Пин-Понг» (имя-значение) – на любом предмете, Ромашка «Блума».

Формы: фронтальная (работа у доски по составлению алгоритма, плана выхода из проблемной ситуации), групповая или парная работа. Методы: словесно, наглядно, практически – дедуктивные.

Практическая работа – 2 минуты (4 этап урока)

Слайд 40, 41  ФИЗМИНУТКА

Может быть связана с темой урока. Тема «Животные леса» детки на минутке показывают лисичку, зайчика, медведя, птицу. Тема «Глаголы» - одушевлённые - прыгаем, неодушевлённые – приседаем; и т.д.

Слайд 42

V. Первичное закрепление

   Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

     (4 –5 минут)

     Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий с проговариванием.

Слайд 43    Приёмы

Слайд 44-46    Характеристика приёмов 

Использую: приём «Рыбный скелет», диаграмма «Венна» - русский язык.

Формы работы: фронтальная работа, работа в парах.  Методы: словесно, наглядно, практически – традуктивные.

 Практическая работа – 3 минуты (5 этап)

Слайд 47

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

   Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

     (4 –5 минут)

     Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий) выполняется письменно. Каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

     Методы: самоконтроль, самооценка.

     При проверке работы каждый должен себя проверить – всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Слайд 48  Приёмы

Слайд 49  

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

(часто объединяют с 6 этапом и называют «Самостоятельная работа»)

  (7 –8 минут)

    Сначала предложить  обучающимся  выбрать из набора заданий только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Слайд 50-52    Характеристика приёмов

Очень простые приёмы «Морфологический ящик», «Создай паспорт».

Формы: индивидуальная, парная.  Методы: словесно, наглядно, практически – традуктивные.

Практическая работа – 3-4 минуты (6, 7 этап)

Слайд 53

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)

    Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

     (2 –3 минут)

     Вопросы:

     1. Какую задачу ставили?

     2. Удалось решить поставленную задачу?

     3. Каким способом?

     4. Какие получили результаты?

     5. Что нужно сделать ещё?

     6.Где можно применить новые знания?

   Слайд 54  Приёмы

   Слайд 55-62  Характеристика приёмов

Использую: приём «Рюкзак», «Синквейн», «Телеграмма», незаконченные предложения, кроссворд, тестовые задания.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесные, наглядные, практические.

Практическая работа – 2 минуты (8 этап)

Отчет групп.

Слайд 63   «Ситуация успеха»

  •     Снятие страха как подготовка к предстоящей деятельности, придание ученику уверенности в себе. «Очень нужно это сделать», «У тебя это непременно получится», «Здесь нет ничего страшного».
  • Авансирование успешного результата. «…И именно ты с этим  справишься лучше..»
  • Инструктирование – скрытая инструкция по выполнению  «Вероятно, следует начать с..»,  «Не забудь, пожалуйста, о..».
  • Внесение мотива – обучающийся должен хорошо представлять, ради чего(или кого) выполняется работа. «Мы очень надеемся на твой успех», «Только ты сумеешь защитить честь класса..»
  • Заключительная оценка. Здесь важным является оценка отдельного момента в работе учащегося.

     «Хочу отметить..», «Следует выделить..», «Наивысшей похвалы заслуживает..»

Я часто спрашиваю своих детей:

- За что вы можете себя похвалить? Ответы самые разные.

Очень важно, раз уж мы говорим о преемственности, чтобы «ситуация успеха» была и у пятиклассников на каждом уроке. У детей сложный период

адаптации и важно не растерять на этом этапе желания учиться, постоянно поддерживать живой познавательный интерес, подхваливать, мотивировать, инструктировать.

Современный учитель – это учитель, открытый новшествам,

поддерживающий  в образовательной практике разумный  баланс между традиционным и инновационным.

Современный учитель – это учитель, мотивированный на работу с обучающимися, относящийся к своей работе  как к призванию, способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию.

      Говоря о современном уроке, невозможно не упомянуть о современных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).

        ИКТ должны быть и на уроке, и в процессе подготовки к нему (безусловно это помогает и облегчает подготовку ), но их применение не делает урок современным или устаревшим.

     Современным урок делает только заинтересованный учитель.

Я надеюсь, что информация и полученные умения будут  вам полезны и пригодятся в работе.

А сейчас проведём «Рефлексию»

На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Закончите фразу, записав на соответствующем пальце вашей ладони.

Большой – для меня это важно и интересно…

Указательный – я получил конкретные рекомендации…

Средний – мне было трудно (не понравилось) …

Безымянный – моя оценка психологической атмосфере …

Мизинец – для меня было недостаточно …

Высказывания от каждой из групп.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/07/28/master-klass-proektirovanie-sovremennogo-uroka


Закрыть ... [X]

Методическая разработка на тему: Мастер - класс Как сделать самодельного ежика

Мастер класс современного класса Мастер класс современного класса Мастер класс современного класса Мастер класс современного класса Мастер класс современного класса Мастер класс современного класса